DBX 286S

Давайте в этом посте отдохнём от физики и вкатимся в категорию обзоров на железо - поговорим о таком девайсе, как dbx 286s.

dbx 286s

Так что эта за хуйня и на кой хер она нужна?

Сей девайс - это так называемый Channel Strip Processor, как пишут на официальном сайте. Короче, это такой предусилитель и процессор в одном флаконе. В цепи размещается между микрофоном и аудио-интерфейсом/рекордером.

Применяется в основном для "живого" звука. В наших условиях - оптимален для стримов, подкастов, транслируемых в живую, ну и просто если вам лень редактировать после записи (хотя всё равно придётся, ха-ха, гарольд.жпг).


Давайте разбираться, что dbx умеет.

Входы-выходы.

Начнем с того, что в него можно воткнуть.

Задняя панель

Давайте смотреть на заднюю панель, где находятся все входы-выходы.

В левой части находится стандартный разъём питания. Если у вас есть кабели от блока питания компьютера, то у вас есть запасные кабели питания для дибиикса.

В правой части становится интересней.

Мы видим XLR вход для микрофона и Line Input под шести миллиметровый джек. Line Input (line level) - значит, что сигнал уже усилен до достаточного уровня, и ему не требуется дополнительное предусиление. Соответственно, в XLR втыкаем микрофон напрямую, а если у вас микрофон уже воткнут в микшер или рекордер, то от них пускаем балансный (стерео, TRS, называйте как хотите) Jack-Jack кабель.

Далее следуют два выхода: insert и output. Основным выходом является output, который выдаёт сигнал после всех обработок и предусилений. Здесь опять же нужно использовать балансный кабель, дабы избежать лишнего шума на записи. Из аутпута пускаем балансный джек-джек в аудио-интерфейс или рекордер.

А вот Insert - очень интересный выход. Потому что он не только выход, но ещё и вход. Используется для подключения дополнительных эффектов прямо в dbx. Чтобы подключить внешний эффект, вам понадобится вот такой кабель:

С одной стороны TRS Jack, с другой - 2 TS Jack'a. Однако есть и другой способ использования этого входа-выхода, который нам представляется более интересным. Если в этот вход воткнуть TS Jack, а потом вытащить на один клик, то мы получим копию сигнала, только без всей dbx-овской обработки. То есть просто усиленный сигнал с микрофона. Может быть полезно, как резерв, на случай, если что-то накрутили с эффектами и звучит всё как говно, а использовать полученное аудио нужно.


Маленькая справка по проводам и джекам

Балансный кабель - это кабель с тремя жилами внутри, по двум из которых пойдёт сигнал, а одна жила - земля. На конце выглядит обычно так:

Такой джек обычно называют либо стерео, либо TRS.

Небалансный кабель имеет 2 жилы внутри. По одной идёт сигнал, по другой - земля. Выглядит "наконечник" так:

Называют его обычно либо моно-джек, либо инструментальный, либо TS.

Названия идут от количества "полосок" на джеке. Для балансного кабеля нужно 3 точки контаката - Tip, Ring, Sleeve, для небалансного нужно две - Tip и Sleeve.

https://ehomerecordingstudio.com/audio-cables-types/

Если интересно в чём отличие и зачем они такие разные нужны - пишите в @ATalksBot. Наберётся достаточно заинтересованных, запилю постик про кабели.


Обработка сигнала.

Теперь переходим к самому интересному - возможностям обработки сигнала с помощью 286s.

Давайте взглянем на переднюю панель:

Она разделена на секции. Каждой секции соответствует своё назначение.

Поехали слева на право.

MIC PREAMP

Первое, что мы видим - это Mic Preamp. Как вы, думаю, догадались - это секция предусиления микрофона. dbx дает 60 дБ усиления. Чистого и хорошего. То есть Shure SM7B он раскачает сам, без использования клауд лифтеров и прочей усилительной хреноты. Собственно крутилка определяет уровень усиления сигнала. За крутилкой расположены 4 лампочки - индикаторы "громкости". Мы хотим сделать так, чтобы когда мы говорим, самые громкие моменты достигали уровня "0" - оранжевой лампочки. Если загорается красная лампочка, то всё пропало, сигнал у нас слишком громкий и искажается. Это называется clipping, ну или "сигнал клипает". Старайтесь не допускать такого, потому что в пост продакшене ничего с заклипанным сигналом сделать будет нельзя.

Дальше мы видим кнопку включения фантомного питания. Если у вас конденсаторный микрофон, то без нажатой кнопки никакого звука не будет.

И тут сразу небольшая инструкция: перед тем, как включить дбх в сеть, выкрутите ручку гейна в самую левую позицию и отключите фантомное питание. После включения девайса в сеть, включите фантомное питание и потом поворачивайте ручку гейна до нужного уровня. То же самое применимо, если нужно воткнуть/поменять микрофон. Сначала гейн на ноль, выключить фантомку, потом воткнуть микрофон в микрофонный вход, включить фантомку и потом уже крутить гейн. Перед отключением повторить в обратном порядке - гейн на 0, фантомное питание выключить, отключить микрофон. Делается это для того, чтобы минимизировать скачки напряжения в цепи.

Следующая кнопка - это хай-пэсс фильтр. При включенном эффекта, девайс будет плавно отрезать частоты ниже 80 герц. Полезная штука для борьбы с нежелательным проксимити-эффектом и с низкочастотным шумом, типа грузовика под окном на холостых. А в человеческом голосе этих частот всё равно практически нет, так что можно юзать не особо запариваясь. Но поэкспериментируйте, посмотрите, что вам больше нравится по звуку.

COMPRESSOR

Следующая секция - это компрессор.

Для начала краткая справка о том, что делает и как работает стандартный компрессор:

суть компрессора в уменьшении динамического диапазона звука. Достигается этот эффект за счёт того, что громкие звуки, превышающие определенный порог, устанавливаемый пользователем, делаются тише - компрессируются. Однако это приводит к тому, что общий уровень громкости уменьшается. Потому на большинстве компрессоров есть так��я штука - как мейк-ап гейн, т.е. общее увеличение громкости сигнала после компрессии. Компрессор уменьшил громкость, а мы потом добавили.

Порог, который превышает звук и после которого его громкость уменьшается, называется трешхолдом (threshold). Коэффициент, определяющий на сколько громкие звуки становятся тише - называется ratio. Время, через которое компрессор начинает работать после превышения трешхолда - называют атакой, а время, через которое перестает работать, когда сигнал перестал превышать трешхолд, - релизом.

Зачем это нужно? Чтобы всё звучало на примерно одинаковой громкости и слушателям не приходилось постоянно дёргать туда-сюда громкость своего девайса. Ну и чтобы в самый ответственный момент, когда вас какой-то пидор на последнем хп ухуячил ножичком, барабанные перепонки слушателей/зрителей не лопнули от вашего горения.

А теперь давайте смотреть, как работает компрессор в дбхе. В отличие от стандартного компрессора, тут у нас есть всего две ручки. С необычными для компрессоров названиями: Drive и Density.

DRIVE

Ручка драйв отвечает за усиление/громкость сигнала, а не за трешхолд. А всё потому, что трешхолд на нашем девайсе - фиксированный, мы его не устанавливаем. А чтобы компрессии стало больше или меньше, мы делаем сигнал громче или тише, тем самым доводя его до предустановленного трешхолда, после которого компрессор начинает работать. Чем больше усиления мы даём ручкой драйв, тем больше сигнал будет вылезать за трешхолд и, соответственно, тем больше компрессии к нему будет применено.

Чем это удобно: нет нужды в компенсации громкости после компрессии, т.к. ручкой драйва мы уже сделали сигнал громче.

Чем это не удобно: нельзя просто сделать входной сигнал тише (нет, можно, конечно, но другой крутилкой, в самом конце девайса), нет возможности не применять мэйк-ап гейн, соответственно будут лезть шумы, т.к. мы изначально делаем сигнал громче.

DENSITY

А эта ручка отвечает за релиз компрессора, т.е. через сколько он перестанет работать после того, как сигнал перестал превышать трешхолд.

Для голоса и речи нам нужен медленный релиз. Т.е. мы закончили говорить, компрессия стала не нужна, но компрессор должен продолжить делать сигнал тише ещё некоторое время. Зачем? А затем, что при быстром релизе после окончания действия компрессора сигнал тут же возвращается в исходное положение. А исходное положение у нас - предусиленное, чтобы достать до трешхолда. А предусилен сигнал вместе со всем шумом, что у нас есть. В итоге при быстром релизе получается, что когда вы говорите, уровень сигнала снижен и шумов не слышно, а как только перестали говорить, компрессор перестал делать весь сигнал тише, и шумы вернулись в "предусиленное" состояние и их стало слышно. При медленном релизе, даже когда вы перестали говорить, компрессор продолжает "сжимать" звук, и шумы не начинают вылезать сразу.

Для всяких перкуссий, барабанов и прочего ебашилова - наоборот нужен быстрый релиз, чтобы не делать тише то, что не нужно делать тише.

Вот пример медленного и быстрого релиза с большим количеством компрессии на голосе:

ЛАМПОШКЕ

Следом за ручкой денсити расположен ряд лампочек, которые показывают, на сколько децибел сигнал был сделан тише.

НАСТРОЙКИ КОМПРЕССИИ

Мы не хотим очень много компрессии для голоса. На моё ухо - значения от 3 до 6 дБ снижения - топчик. Ну максимум 12 дБ. Так что крутите настройки так, чтобы при разговоре загорались 1-2 красные лампочки, а когда вы говорите громко или кричите - 3-4. Если вы не очень экспрессивны в своей речи, то компрессию можно и вовсе не использовать.

Вот пара примеров компрессии: в одном будет очень много компрессии, в другом её вообще не будет, а в третьем - мои стандартные настройки - драйв на примерно 4, денсити - на 1-2.


DE-ESSER

Следующая секция - это секция ди-эссера. Да-да, произносится парузске именно так, а не дэсер и подобное.

По сути своей ди-эссер - это такой компрессор, работающий только на определенных частотах. Призван он убрать режущие слух звуки ссссссссссссс и щщщщщщщ из речи. Работает он путём применения хай-кат фильтра, т.е. частоты выше, чем заданные, будут делаться гораздо тише. Из настроек у нас - 2 крутилки. И 2 лампочки индикации.

FREQUENCY

Этой крутилкой мы задаем от какой частоты ди-эссер будет слушать звук и уменьшать громкость. Для голоса неприятные шипящие находятся обычно в рендже от 4 кГц до 8 кГц. Здесь нужно поэкспериментировать и найти подходящие под ваш голос настройки. Важно понимать, что эффект будет уменьшать громкость всех частот, выше заданной. Т.е нужно не переборщить. Технически говоря, это не белл-шейп эквалайзер, а хай-шелф.

TRHESHOLD

А этой крутилкой мы задаём уровень громкости, при котором эффект будет срабатывать. Чем выше значение, тем меньшая громкость нужна для срабатывания и тем больше компрессии будет применено. Две лампочки показывают, на сколько дБ была уменьшена громкость: зелёная - на 1 дБ, красная - на 6 дБ.

НАСТРОЙКИ

Настройки ди-эссера сильно зависят как от голоса, так и от микрофона. Поэтому общую рекомендацию дать очень сложно. Поставьте значение частоты где-то на 4 кГц и значение трешхолда на середину и пляшите от туда. Сначала увеличивайте частоту до того момента, как увидите, что постоянно загорается красная лампочка, потом уменьшайте трешхолд, пока аудио не станет звучать нормально, а не как будто у вас дефект речи. Да и то, не всегда де-эссер вообще нужен. Используйте только в том случае, если вы или ваши слушатело-зрители замечают очень неприятные и режущие слух шипящие в вашем голосе.


ENHANCER

Следующая секция - секция энхансера, аля "улучшателя". По сути своей, это такой умный двухполосный эквалайзер. Отвечает за количество баса и высоких.

LF DETAIL

Аббревиатура LF в названии крутилки расшифровывается как Low Frequency - низкие частоты. Эта крутилка добавляет баса в голос. Но добавляет довольно хитро, применяя эквалайзер увеличивающий громкость частот от 80 герц, и понижающий уровень громкости в районе 250 герц (оба - белл-шейп). Сделано это для того, чтобы ваш голос не звучал грязно. Частоты около 250-300 герц дают "грязность" звучания, и именно в этом диапазоне мы делаем всё тише. А вот частот от 80 до 200 герц дают ту самую "глубину" и "жыр" голосу. Как у ведущих на радиве, или чувака из трейлеров фильма. Но, как может быть помните из предыдущих постов, с количеством баса нужно не переусердствовать, а то звучать всё будет как будто вы говорите в микрофон через шубу.

Пример:

HF DETAIL

Как вы, думаю, уже догадались, HF - это High Frequency. А эта крутилка добавляет высоких частот. И тоже как-то ебать умно и динамически. Точных характеристик того, что тут бустится я не нашел, но похоже что где-то от 3-4 кГц и выше. Здесь точно используется эквалайзер типа high shelf, т.е. увеличение громкости всего спектра частот, начиная с заданной. А вот что это за заданная частота - не написано. Точнее написано, что она динамически меняется в зависимости от поступающего сигнала. Но как это точно работает - я не знаю.

Тут тоже нужно крутить аккуратно, т.к. очень много высоких будет звучать ещё хуже, чем очень много низких, добавляя неприятного песка в голос и увеличивая высокачастотный шум.

Пример:

НАСТРОЙКИ

И снова общего совета дать не получится. В зависимости от вашего голоса и микрофона, настройки будут сильно варьироваться. Попробуйте записать по очереди с максимальным и минимальным значением каждого эффекта, и на основе услышанного делайте выводы. И, кстати, не бойтесь не использовать данную секцию вообще, если вам уже нравится, как звучит микрофон на вашем голосе.


EXPANDER/GATE

Эта секция горячо любима стримерами и прочими всякими "живыми" говорителями.

С помощью этого эффекта можно полностью убрать шум, когда вы ничего не говорите. Вы молчите, а на фоне - тишина. Разве это не прекрасно? Но не забывайте, что когда вы говорите, шум всё равно будет.

Итак, как работает в принципе эффект гейта:

Представьте, что вы баран. А перед вами - новые ворота. И вы такие тихонечко копытцем в ворота тук-тук-тук, но чот никто не открывает.

да, вся история про барана - ради этой картинки. Но на картинке волк... хммммм.

А теперь вы, весь из себя возмущённый такой вопиющей наглостью новых ворот, стучите уже громко - ТУК-ТУК-ТУК, НАХУЙ! И, о, чудо! Ворота открылись.

Вот собственно баран - это сигнал, ворота - гейт (Поняли, поняли?! Хаха, кхм, ну и ладно). Задача гейта - не пропустить сигнал, который ниже определенного уровня (опять же, называется трешхолд), и "открыть ворота" перед сигналом, громче заданного уровня.

Окей, а что такое экспандер?

Отличие экспандера от гейта в том, что гейт полностью закрывает ворота, и баран не может даже одним глазком глянуть, что там за воротами, пока не постучит достаточно громко. А экспандер не закрывает ворота полностью, а оставляет небольшую щель, через которую весь баран не пролезет, но копытце или хвост сунуть может.

Технически говоря, гейт полностью отключает звук, когда он ниже трешхолда, а экспандер просто делает этот звук тише, представляя собой такой компрессор наоборот: компрессор делает тише громкие звуки, а экспандер - делает тише... тихие звуки.

THRESHOLD

Сия крутилка определяет громкость, которую должен превышать сигнал, чтобы не быть отрезанным или утишенным. Всё, что громче уровня трешхолда, будет беспрепятственно проходить через эффект.

RATIO

А эта крутилка определяет, на сколько тише будет сигнал, не достигший уровня трешхолда. При низких значениях, эффект будет работать как экспандер, а на высоких - как гейт.

ЛАМПОЧКИ

Тут все совсем просто: зелёная - ворота открыты, красная - закрыты.

НАСТРОЙКА

И снова только эксперименты. Включаем софтинку в которой пишемся, выставляем уровни, которые нас устраивают для микрофона, закрываем рот и молчим. Видим, что микрофон снимает шум. Ставим крутилку рэйшио в позицию на 12 часов и начинаем крутить ручку трешхолда, до тех пор, пока не наступит тишина. В моих условиях это где-то на уровне -30 дБ. Дальше начинаем говорить и смотрим, не пропадает ли голос, когда вы говорите тихо. Если не пропадает, поздравляю, вы настроили этот эффект. Если пропадает, то уменьшите значение рэйшио, если всё равно не помогло, то уменьшайте трешхолд, пока голос не станет звучать ровно и без пропаданий. Стандартные значения рэйшио для голоса - от 1.5:1 до 4:1. Больше не нужно, а то будет звучать довольно странно.


OUTPUT

Ну и последняя крутилка - аутпут. Тут всё просто. Регулирует громкость выходного сигнала после всех эффектов. Полезно, если ваш девайс, например, клипает от лайн левла, а лайн ина или пада на -10/20 дБ на девайсе нет. Уменьшаем громкость крутилкой аутпут - вуаля, сигнал стал гораздо тише и можно спокойно писать на любой девайс. Можно убрать 30 дБ гейна, что много.

Или обратная ситуация, вам нужно писать громче, чем сейчас, а гейн микрофона и компрессию уже некуда крутить. В таком случае можно добавить ещё 10 дБ, не то, чтобы очень много, но вполне достаточно для большинства ситуаций.

А если загорается лампочка CLIP, то всё, пиздец, вы всё сломали. Нет, не сломали, конечно, просто сделайте потише, нахуй так орать-то?

ВАЖНО: крутилка аутпут никак не влияет на сигнал, получаемый на входовыходе Insert.


Заключение: плюсы, минусы, нужно ли вам.

Плюсы:

  • относительная простота использования
  • отличный предусилитель с 60 дБ гейна
  • полезные и хорошо звучащие эффекты: компрессия, ди-эссер, умный двухполосный эквалайзер, нойз гейт, всё в одном корпусе
  • хорошая цена

Минусы:

  • нет полного контроля над всеми аспектами эффектов, полагаешься на "умную" работу девайса (не жалуюсь, но всё же)
  • нет кнопки выключения на корпусе, если нужно выключить питание - приходится выдёргивать шнур из сети
  • достаточно большой (опять же, относительно: всего 1 "рэк-место", однако если рэка нет, то на столе места занимает прилично)
  • доебаться: микрофонный вход на задней панели. Чтобы включить другой микрофон нужно лезть в жопку, микрофонный вход спереди был бы удобнее

Если у вас стоит вопрос выбора предусилителя для вашего динамического микрофона и вам не нужно часто всё переставлять, таскать с собой и проводить другие пространственные манипуляции с оборудованием, то посмотрите в сторону dbx 286s. При средней цене в 12 тысяч рублей вы получаете предусилок с 60 дБ гейна на борту, да ещё и целую кучу эффектов, которые, если не хотите, можете даже не использовать. Для сравнения CloudLifter CL-1 в среднем в Москве стоит 17 тыщ, даёт около 25 дБ гейна, не умеет в эффекты. Да, питается клаудлифтер от любой фигни с фантомным питанием, не занимает слот в розетке и маленький, dbx размером весьма не мал, питается от сети и с собой не потаскаешь.

Стоит учитывать, что всё (кроме предусиления), что может сделать dbx, можно сделать в практически любой мало-мальски продвинутой аудио-софтинке. Да ещё и отменить или поменять эффект, если вам не понравилось как звучит. С записью, сделанной через dbx, такой номер не пройдёт, что записано - то записано, и изменить настройки "апосля" уже не выйдет. Нет, давайте напишу побольше буквами: ТО ЧТО ВЫ ЗАПИСАЛИ ЧЕРЕЗ ДБХ ИЗМЕНИТЬ ПОТОМ НЕЛЬЗЯ!

Итак, кому же подойдёт этот девайс:

  • стримерам: нойз гейт + компрессия дадут возможность поорать, не разрывая барабанные перепонки смотрящих, и помолчать, не заставляя смотрящих слушать попердывание машин за окном. Ах, да, ещё и комп не грузит.
  • ленивым подкастерам: все эффекты применяются сразу, после нажатия кнопки "стоп", получаете полностью готовую к публикации запись.
  • не желающим разбираться в тонкостях плагинов в аудио-софте: настроил один раз и всё, пиши себе и пиши.
  • Не имеющим возможность пост-обработки: ну вот есть у вас микрофон и рекордер, а редактировать негде. Пускаем всё через ДБХ и радуемся жизни.

Кому этот девайс не подойдет:

  • аудио-задротам, желающим иметь полный контроль над всеми эффектами и тем, как они работают и что делают
  • людям, для которых очень важна и критична разная пост-обработка для разных частей записи

Лично мне этот девайс очень и очень понравился и он прекрасно подходит под мои цели и задачи (я ленивый). А подойдет и нужен ли он вам - это уж не мне решать.

Небольшое демо работы dbx 286s с голосом: