Proximity Effect

Ну-с, с важными характеристиками закончили, теперь поговорим о таком свойстве микрофона, как эффект близости. А когда у тебя была последний раз близость с микрофоном, юзернейм? На нашенском звучит абсолютно уебищно, потому буду называть английским словосочетанием proximity effect.


Выражается этот эффект в том, что при приближении источника звука к микрофону, низкочастотный ответ микрофона возрастает, т.е. басов становится больше.

Не буду вдаваться очень подробно в физику процесса, там всё сложнее, чем было до этого, и там прям физика-физика, но сильно упрощая будет так (а для совсем ленивых жепп ниже есть ТЛДР): капсюль микрофона работает за счет звукового давления, как мы уже обсуждали. Звуковое давление на капсюль может создаваться как тупо движением воздуха (амплитудой волны), так и разницей в фазе волны спереди и позади диафрагмы (фаза — это текущее положение между самой верхней точкой волны и самой нижней, чем выше частота, тем сильнее, грубо говоря, волна давит на диафрагму спереди и всасывает диафрагму сзади, т.к. разница между пиком и провалом волны будет максимальной, вот на картиночке понятнее будет).

Для баса более характерно амплитудное воздействие на диафрагму, которое значительно ослабевает с расстоянием и, соответственно, возрастает с уменьшением расстояния, а для высоких — фазовое воздействие на диафрагму, которое зависит от расстояния гораздо меньше. Из этого получается, что диафрагма одно- и двунаправленных микрофонов (всенаправленные не проявляют проксимити эффекта из-за другой технологии работы диафрагмы) гораздо более чувствительна к высоким тонам на расстоянии.

Более того, чувствительность к высоким увеличивается на 6 децибел на каждую более высокую по тону октаву, что довольно много. А на каждое удвоение расстояния от микрофона, амплитудная чувствительность падает в два раза. Для того, чтобы микрофон звучал нормально и был слышен бас, чувствительность диафрагмы к высоким тонам искусственно занижают на те же 6 дБ на октаву.

А теперь будем приближать источник звука к микрофону. По мере приближения фазовое воздействие на диафрагму меняться не будет, а вот интенсивность а��плитудного воздействия будет увеличиваться вдвое за каждое двукратное сокращение расстояния. Проще говоря, бас при приближении будет хуячить диафрагму сильнее, чем высокие, и потому его будет слышно громче. Мало того, мы же ещё искусственно снизили чувствительность диафрагмы к высоким. Так что бас будет прям ух!

НА-УШ-НИ-КИ. Наденьте их.

ТЛДР для ленивых жопп:

микрофон более чувствителен к высоким частотам на расстоянии, чем к низким, бикоз физикс. Потому чувствительность к высоким занижают искусственно. А ещё, при приближении к микрофону чувствительность к низким возрастает, а к высоким — нет. И вот в итоге получается проксимити эффект, который заключается в много баса, если источник звука близко к микрофону.


И к чему нам это ваще?

К тому, что в некоторые микрофоны нужно говорить прям почти касаясь их губами, в другие категорически нельзя. Shure SM7B, например, как мы видели в предыдущем посте, имеет пониженную чувствительность к низким частотам, так что если вы будете говорить прямо в него, звучать это будет хорошо. А вот в Deity S-Mic 2 наоборот нельзя говорить прям в него, будет очень много баса и звучать будет дерьмовенько. Послушать можно ниже:

Да, тут тоже слушать в ушах.

Для чего использовать проксимити эффект и как с ним бороться.

Если вы хотите звучать максимально здесь и сейчас, как на радио или как чувак из трейлеров фильмов, который говорит in a wooooorld, то держите микрофон ближе ко рту.

Однако если у вас и так низкий голос, и у микрофона сильный проксимити эффект, то отодвиньте чуточку микрофон от себя, а то получится бубнёж.

Если нужно вообще избавиться от проксимити эффекта, то на многих микрофона и аудио-интерфейсах есть так называемый high-pass filter ака bass roloff. Суть у них одна: отрезаем низкие частоты от стольких-то герц и ниже.

Ну и вот демонстрация:

А тут совсем обязательно,

Знание и умение использовать этот эффект поможет вам правильно работать с микрофоном, что приведёт к охуенному звуку

.